«…Все, что интересно детям, должно быть использовано в полной мере.» Владимир Путин. ********** Десятилетие детства. Постановление президента о Десятилетии детства подтверждает, что вопросы защиты детства в России важнейшие и приоритетные: «Мы уверены, что этот проект станет закономерным продолжением национальной стратегии действий в интересах детей». Валентина Матвиенко.********* Дорогие друзья! Примите мои самые искренние и теплые поздравления с Днем знаний! В этот день мои особые пожелания к тем, для кого школьный звонок звучит впервые в жизни. Для вас начинается удивительный путь познания, по которому вас поведут замечательные учителя. Вы обретете уверенность и научитесь делать ответственный выбор. От труда учителя зависит очень многое. Педагогическая миссия – выбор неравнодушных людей, обладающих особыми личностными качествами, умеющими чувствовать время и, самое главное, маленького человека, только начинающего познавать окружающий мир. 1 сентября – это всегда старт нового этапа в личном олимпийском движении, где совокупный результат определяет всю дальнейшую жизнь: профессиональные интересы, смысловое и нравственное содержание гражданственности, точки духовной и культурной опоры. В День знаний мы все вместе начинаем одно большое общее дело – созидательный путь познания и открытий. У каждого он будет своим. Уверена, именно сегодня, с началом погружения в увлекательный мир образовательных программ, рождается поколение новых покорителей космоса и океанских глубин, великих ученых и естествоиспытателей, инженеров и гуманитариев. Дорогие друзья! Поздравляю вас с праздником! Желаю вам терпения и уверенности в своих силах. Пусть День Знаний станет ярким запоминающимся днем вашей жизни. Министр О.Ю. Васильева. ***********

Образовательные стандарты

Уважаемые посетители сайта!

Сегодня появляется новый уровень образования, не менее важный, чем школьный этап. Это уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

На этой странице Вы можете ознакомиться с документами, на основании которых Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга осуществляет свою деятельность по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Информация о федеральных государственных образовательных стандартах

28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации  и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Идеологические и методологические основы новых федеральных стандартов

В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор знаний, умений, навыков (ЗУН), заменяется  на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.

Базовые ценности

  • Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • Уважение личности ребенка…;
  • Осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

  • Индивидуализации  дошкольного образования.   
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Партнерство с семьей;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам…;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;
  • Возрастной адекватности (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития).

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • обеспечение  государством  равенства  возможностей  для  каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение  единства  образовательного  пространства  Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

  • охраны  и  укрепления физического  и  психического  здоровья  детей  (в том числе их эмоционального благополучия);
  • сохранения  и  поддержки  индивидуальности  ребёнка,  развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как  субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
  • формирования  общей  культуры  воспитанников,  развития  их нравственных,  интеллектуальных,  физических,  эстетических  качеств, инициативности,  самостоятельности  и  ответственности,  формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения  вариативности  и  разнообразия  содержания образовательных  программ  и  организационных  форм  уровня  дошкольного образования,  возможности  формирования  образовательных  программ различных  уровней  сложности  и  направленности  с  учётом  образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • обеспечения  равных  возможностей  полноценного  развития  каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации,  языка,  социального  статуса,  психофизиологических  особенностей  (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечения  преемственности  основных  образовательных  программ дошкольного и начального общего образования;
  • определения  направлений  для  систематического  межведомственного взаимодействия,  а  также  взаимодействия  педагогических
  • Создания благоприятных условий развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала…
  • Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей…
  • Формирования общей культуры личности, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…

Программа дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
  • направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные,  социальные и деятельностные условия (сотрудничество, формы общения, доступность, разнообразие видов деятельности и др.).

 Ключевое место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка.

ФГОС ДО: Образовательные области       

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

ФГОС ДО: Социально-коммуникативное развитие:

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

  • вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
  • умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
  • проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

ФГОС ДО: Познавательное развитие:

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

  • вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • использование дидактических игр;
  • применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
         Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

  • интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
  • эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
  • регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
  • творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
    Для формирования и развития познавательного интереса следует:
  • развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
  • укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
    развивать у детей чувство собственного достоинства.

ФГОС ДО: Речевое развитие:

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста. Задачи образовательной области «Речевое развитие»:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:
  • развития диалогической речи дошкольников;
  • развития речевого творчества;
  • формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Подобные приоритеты расставлены не случайно.

1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.

2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.

3. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

ФГОС ДО: Художественно-эстетическое развитие:

Традиционно  художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

  • развитие творческого потенциала ребенка;
  • развитие образного, ассоциативного мышления;
  • развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

  • опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
  • опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

          Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

ФГОС ДО: Физическое развитие:

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают:

  • приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
  •  овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:

1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

2) физическая культура, развитие физических качеств.

Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.

Планирование работы по данной образовательной области — это проектирование физического развития, прогнозирование динамики и результативности педагогического воздействия на оздоровление и приобретение опыта в двигательной деятельности каждого ребенка.

Как мы знаем, конкретизация задач в содержании физического развития зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Тем не менее, задачи по каждому возрастному периоду можно разделить на три группы.

Группа оздоровительных задач:

  • охрана и укрепление здоровья;
  • закаливание;
  • развитие движений.

Группа обучающих задач:

  • формирование представлений о своем организме, здоровье;
  • формирование навыков выполнения основных движений;
  • формирование представлений о режиме, активности и отдыхе.

Группа воспитательных задач:

  • формирование потребности в физическом совершенствовании;
  • воспитание культурно-гигиенических качеств.

Оздоровительные задачи решаются в процессе соблюдения требований к гигиеническим и социально-бытовым условиям, полноценному питанию, рациональному режиму дня, физическим упражнениям.

Обучающие и воспитательные задачи реализуются посредством интеграции всех образовательных областей и в процессе основных видов детской деятельности – игровой, познавательно-исследовательской, двигательной.

ФГОС ДО: Виды деятельности

 Ранний возраст:

  • Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушка
  • Экспериментирование с материалами и веществами.
  • Самообслуживание и действия с бытовыми предметами (ложка, лопатка и др.).
  • Восприятие смысла музыки, сказок, стихов
  • Рассматривание картинок.
  • Двигательная деятельность.

 Дошкольный возраст: 

  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская;
  • Восприятие художественной литературы и фольклора;
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • Конструирование из разного  материал;
  • Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • Музыкальная;
  • Двигательная.

ФГОС ДО: Структура образовательной Программы

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими:

  • Обязательная часть – не менее 60% от общего объема; предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
  •  Часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40%; представляет выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

Программа включает три основных раздела:

  • Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы;
  • Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
  • Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Требования к условиям реализации ОПДО

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Психолого-педагогические условия

  • Уважение взрослых к человеческому достоинству детей;
  • Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми;
  • Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям…
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей;
  • Возможность выбора детьми материалов, видов деятельности;
  • Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Оценка индивидуального развития детей

Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач и эффективности педагогических действий и лежащей в основе планирования индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

Психологическая диагностика:

  • Используется для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей;
  • Проводится квалифицированными специалистами;
  • Допускается только с согласия родителей (законных представителей).

Требования к развивающей предметно – пространственной среде

  • Насыщенность среды
  • Трансформируемость пространства
  • Полифункциональность материалов
  • Вариативность среды
  • Доступность среды
  • Безопасность среды

Требования к кадровым условиям

Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками дошкольной организации. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам должностей работников образования.

Требования к результатам освоения ОПДО

Целевые ориентиры дошкольного образования – возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

  Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;    
  • Владеет активной и пассивной речью; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности.
  • Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями;
  • Ребенок может следовать социальными нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • Ребенок проявляет любознательность.
  • Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Федеральные нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы реализации ФГОС ДО

Документы Образовательной организации, регламентирующие введение ФГОС ДО